Антимагнитный механизм в часах
Долгое время невидимый враг точнейших металлических механизмов — магнитные поля — оставался в тени, мощные магниты были редки, а судовые инструкции строго запрещали подносить их к навигационному оборудованию, в состав которого входили и хронометры. С наступлением эры электричества магнитные поля стали частью нашей жизни.
Магнитные поля окружают нас везде. Например, их источником служат сильные постоянные магниты, встроенные в колесо велотренажеров, электромагнитные катушки в акустических системах, индукционные плиты, варочные панели. Даже обыкновенный фен может стать источником магнитных полей, отрицательно влияющих на работу точнейших механизмов.
Часовщики знали об этой проблеме и по-разному боролись с ней. Самый распространенный способ — поместить часовой механизм внутрь антимагнитной капсулы-корпуса по аналогии с клеткой Фарадея. Недостатком этого решения были увеличенные габариты часов и ограничения по мощности магнитного поля — до 1000 гаусс. Такие часы могут выдержать соседство со слабыми магнитными материалами, но современные магниты для них смертельны.
Для сравнения, неодимовые магниты создают поле в 10 000−14 000 гаусс. Бороться с такими полями можно только одним способом: делать весь механизм из немагнитных материалов. На отработку этой технологии, впервые реализованной в часах Seamaster Aqua Terra, которые выдерживают поля до 15 000 гаусс, у компании OMEGA ушло несколько десятилетий.
Важным шагом в этом направлении был выпуск балансовой пружины из кремния Si14. Кремний обладает невероятной стабильностью и устойчивостью, в том числе и к воздействию магнитных полей.
Второй шаг, способствовавший появлению коаксиального механизма калибра 8508, — создание осей из немагнитного материала Nivagauss. Это оси колеса балансира, паллеты и коаксиального колеса. Сталь, ранее использовавшаяся в коаксиальном спуске, в том числе в анкерной вилке, импульсной шестерне и импульсном колесе, была также заменена на немагнитные материалы. И наконец, пружина амортизаторов выполнена из аморфного металла.